Les plaisirs ont choisi pour asile

03:41 

tirzaka
say you don't want this circus we're in but you don't, don't really mean it (с)
А все-таки мнение, что творческому человеку позволено много больше, чем обычному, имеет куда более давние корни, чем 19 век с его романтизмом-байронизмом.
В лишний раз убедилась, перечтя в энциклопедии краткую биографию Франсуа Вийона (1431 - где-то после 1463). То есть я вроде бы и раньше про него знала, но тут вышло так сжато:) Преступление за помилованием, помилование за преступлением. Если б был важной шишкой - еще понятно, а так просто образованный малый и - главное - поэт.

В 1443 записался на факультет искусств Парижского университета, в 1449 получил степень бакалавра (вундеркинд, по нашим меркам), в 1452 - степень магистра. 5.6.1455, смертельно ранив в ссоре священника Филиппа Сермуаза, бежал из Парижа, в январе следующего года был помилован, однако, вернувшись в столицу, менее чем через год, под Рождество, оказался замешан в краже 500 экю из Наваррского коллежа и укрылся в Анжере. (...) Выданный в мае 1457 одним из соучастников кражи, Ги Табари, В. надолго скрылся из Парижа; до 1461 о нем почти ничего не известно. Вероятно, он некоторое время находился у скандально известной аббатисы Пор-Рояль-де-Шан Югетты де Амель, был связан с шайкой "Кокийяров"...В мае 1461 в Мене В. был выпущен из тюрьмы епископа Орлеанского Тибо д'Оссиньи, по случаю проезда через город короля Людовика XI (может показаться, как только появился повод для амнистии - так и выпустили). В ноябре 1462 г. В. вновь оказался в тюрьме (на этот раз - в Парижской Шатле) по обвинению в краже, но вышел на свободу благодаря вмешательству факультета теологии Парижского университета. Последние сведения о В. относятся к 1462: за причастность к убийству нотариуса Ферребука он был подвергнут пытке и приговорен к повешению...5.1.1463 парламент заменил повешение 10-летним изгнанием из Парижа. В., испросив в стихотворном Прошении 3-хдневной отсрочки, навсегда покинул Париж, дальнейшая его судьба неизвестна.
(Культура Возрождения, том первый)

Я нарочно выкинула по возможности все упоминания о стихах - но, похоже, именно ими объясняются все эти бесконечные помилования в довольно жестокое и не то чтобы шибко справедливое - не говоря уж о милосердии - время.

@темы: Возрождение, гений и злодейство

URL
Комментарии
2009-12-13 в 04:06 

Выменял совесть на инженерный калькулятор во втором классе начальной школы(С)
tirzaka
Как же, слышали... А может быть, всё-таки, не стихами? А то как-то удивительно для того времени, а вот феноменальные везунчики были всегда. И встречал я информацию, что его всё-таки благополучно повесили.

1449 получил степень бакалавра (вундеркинд, по нашим меркам)
Вот именно - по нашим.:) Нет, не думай, я не спорю с тобой - ты наверняка знаешь, но вдруг, уточняю для читателей. Просто в те времена, ЕМНИП, образование в университете как раз и начиналось в это время - ведь с 13-14 лет парни уже вели самостоятельную вполне жизнь - а "программа" была не современной программой высшего образования...

2009-12-13 в 04:26 

tirzaka
say you don't want this circus we're in but you don't, don't really mean it (с)
Тэм, Серый Коршун ака Р.Л.
ведь с 13-14 лет парни уже вели самостоятельную вполне жизнь - а "программа" была не современной программой высшего образования...
Это так, но не все имели возможность и эту программу к 16 годам выполнить. Да и к 25 не всегда. То есть тут налицо забота семьи (опекуна), избавляющая юношу от материальных проблем, которые мучили большинство студиозусов, и нехилые способности самого юноши. А также - чем черт не шутит - интерес к учебе. Хотя в конкретном случае как-то сомнительно:)
Но что институт тинейджерства в то время не существовал, это факт:)
А то как-то удивительно для того времени, а вот феноменальные везунчики были всегда.
Я сама удивилась. Мне так кажется, везение такого масштаба может объясняться только наличием влиятельных покровителей. А с чего бы они могли взяться у Вийона, если не из-за стихов? Мне кажется, вполне укладывается в возрожденческую этику.

URL
2009-12-13 в 05:32 

Выменял совесть на инженерный калькулятор во втором классе начальной школы(С)
tirzaka
но не все имели возможность и эту программу к 16 годам выполнить. Да и к 25 не всегда. То есть тут налицо забота семьи (опекуна), избавляющая юношу от материальных проблем, которые мучили большинство студиозусов, и нехилые способности самого юноши.
Ну да, в принципе... Хотя я со статистическими данными по той эпохе не знаком.:) А если была материальная забота семьи - то интересно, почему же одарённый юноша подался в преступники? Или внезапно кончились средства у семью/семьезаменителей?
А нехилые способности иногда как раз играют против интереса к учёбе.:) Обратная закономерность...
Институт тинейджерства - продукт высшего класса времён после промышленной революции... Точнее, начал зарождаться в то время.

Мне так кажется, везение такого масштаба может объясняться только наличием влиятельных покровителей. А с чего бы они могли взяться у Вийона, если не из-за стихов? Мне кажется, вполне укладывается в возрожденческую этику.
Хм... Возможно. Хотя мне кажется, что сведения о покровителе(-ях) должны были как-то сохраниться. Хотя бы какие-то намёки на это есть?
Я с этикой Возрождения не очень знаком, признаться.) Каким образом? Можешь просветить Пожирателя малограмотного?;J

2009-12-13 в 09:40 

просто Алисия
чайник, фиялка и кофеман
И встречал я информацию, что его всё-таки благополучно повесили.
Ага, мне тоже попадалось. Только не помню, где именно, так что насчет солидности источника не ручаюсь...

2009-12-13 в 22:59 

tirzaka
say you don't want this circus we're in but you don't, don't really mean it (с)
Тэм, Серый Коршун ака Р.Л. _alisia_
Проверила - авторитетные источники говорят, что не повесили. Ушел в свое изгнание и пропал без вести.
то интересно, почему же одарённый юноша подался в преступники?
Судя по всему, после первого убийства. Оно было в порядке самозащиты (и убитый был примерно сословной ровней), так что Вийона все равно бы оправдали, как оно и случилось. Но он побоялся ждать оправдания в тюрьме, смылся, и в бегах, будучи без денег, связался с криминалом. А дальше пошло-поехало.
Я с этикой Возрождения не очень знаком, признаться.) Каким образом?
Ну, это обобщение, понятное дело. Да и считать ли 15 век во Франции Возрождением (не говоря уж об условности самого выделения Возрождения:)) - тоже вопрос. Этика примерно такая: virtu превыше всего. Virtu переводят и как добродетель, и как благородство - но это особая добродетель. Что-то вроде самореализации, которая приносит человеку уважение окружающих (плюс умение вести себя - там много всего). Соответственно, если ты поэт и добился славы своими стихами, ты - добродетелен:) Поэтому папа терпел от Микельанджело то, чего не потерпел бы от рядового кардинала, при том что по положению Микельанджело был куда ниже кардинала. Поэтому Лоренцо Медичи защищал местного органиста "если бы вы знали, каких усилий стоит достижение совершенства в каком-либо искусстве (arte - искусство в максимально широком значении, от политики и войны до ремесел),вы бы его не трогали". Но это я так, упрощаю конечно, про это вообще столько всего написано.

URL
   

главная